Как цыганки обманывали салаватцев
«Кибермошенник взломал страничку сына 61-летней женщины и отправил ей просьбу прислать деньги на конкретный номер. Любящая мать без промедления перечислила десять тысяч рублей. Спустя час она догадалась позвонить сыну и поняла, что стала жертвой афериста» (из информации на интернет-сайте от 26 апреля 2016 года).
Казалось бы, мошенничество — явление наших дней.
Но это не так.
Ай, на не, ай на не, ромалы, чавелы…
Как же мы обожаем цыганские песни! А фильмы? Чуть ли не вся страна переживала за Будулая — главного героя фильма «Цыган» и за героев картины «Табор уходит в небо». Удивительный народ с неповторимой историей. Многие его представители давно ведут оседлый образ жизни, но не все. Я еще в своем детстве видел, как мимо нашей деревни проезжал табор в кибитках. А буквально два года назад уже в городской лесопосадке остановились цыгане, но уже ездившие на современных машинах. Казалось бы, время берет свое, меняются люди, но привычки кочевого народа изменить трудно. На рынке можно увидеть, как они торгуют куртками и тюлем, но чаще всего гадают. Известно немало историй, когда цыгане, якобы с помощью гипноза, забирают у людей самое ценное. И мы расскажем вам две истории разных лет, которые произошли в Салавате.
1968 год. Вспоминает тогда ещё старший оперуполномоченный уголовного розыска, старший лейтенант Виктор Давыдков:
— Было это в поселке Мусино. Цыганки обходили дворы, предлагали погадать. Конечно, многие не соглашались, даже во двор не пускали. Но нашлись доверчивые старики. И, пока одна гадалка предсказывала им судьбу, ее подруги обшарили сундуки и комоды и забрали деньги. Пожилые люди обратились в милицию. Мы отправили запросы в ближайшие города. Ответ пришел из Мелеуза, коллеги сообщили, что табор остановился на берегу реки Белой. Мы выехали на место. Было уже темно, выпившие цыгане пели песни у костра. Мы не стали входить с ними в контакт, дождались утра. Когда рассвело, подошли, попросили всех выйти из шатров и пройти с нами в отделение милиции. Но никто не внял нашей просьбе. Тогда я поинтересовался, кто у них вожак. Вышел бородатый цыган и спросил: «Что хочет начальник?» Я объяснил, что пропали деньги. К тому времени подъехал заместитель начальника Салаватского УВД майор Борис Добарин. Вожак пожаловался ему: «Товарищ начальник! Этот, — указывает на меня, — пристает к нам, требует какие-то деньги»!
Опытный оперативник спросил, в порядке ли у них паспорта, и предложил пройти в городской отдел милиции. Как ни странно, все цыгане пошли с нами. На вопрос «Где деньги?» никто внятного ответа не дал. После долгой беседы они спросили: «Если вернем деньги, отпустите нас»? Мы дали слово. Они могли уехать, доказательств у нас не было. Тогда их барон что-то сказал на своем языке одной из цыганок, и она ушла. Прошел почти час, пока она принесла деньги. Когда мы доложили о случившемся в министерство, там были недовольны, мол, надо было их задержать. Но мы не могли это сделать чисто по-человечески, ведь у многих были малолетние и даже грудные дети. А деньги пострадавшим вернули.
Другой случай произошёл уже в восьмидесятые годы.
В то время уже начальник Салаватского УВД Виктор Давыдков два раза в неделю вел прием граждан по личным вопросам, хотя строго не придерживался этого графика. Можно сказать, принимал в любое свободное время. Однажды к нему попросились две молодые женщины, как они сказали, «по очень важному делу».
— В дверь кабинета постучали, — рассказывает Виктор Константинович. — Вошли молодые, симпатичные женщины, одна из них представилась Надеждой, другая Зиной. Перебивая друг друга, они рассказали удивительную историю. По словам Надежды, у них с мужем не было детей, а Зина заподозрила своего супруга в измене.
— А ко мне-то зачем пришли? — спросил я. И они стали излагать причину своего визита.
Еще несколько дней назад эти женщины не были знакомы. Обе делали покупки в одном универмаге, расположенном по улице Ленина (сейчас там находится магазин «Центр»). К каждой из них подошла пожилая женщина, по виду цыганка, и доверительно сообщила, что у них дома проблемы. Так как они у них действительно были (хотя, положа руку на сердце, спросим: у кого их нет?), Надежда и Зина удивились, а Мария Ивановна, так она представилась, заверила наивных, что может помочь им за небольшую плату. С каждой из них она отходила в укромное место и шептала какие-то заклинания. Сообщила, что гадать придется три дня и за каждый день они должны заплатить. В первый день женщины дали незнакомке пятьсот рублей, по тем временам это четырехмесячная зарплата инженера. На следующий день принесли золотые украшения. На третий — Мария Ивановна их ошарашила: «Этой ночью сходите на кладбище и принесите горсть земли». Надежда и Зина испугались, попросили сходить ее саму за отдельную плату. «Приходите завтра, все будет в порядке», — заверила женщина.
На четвертый день они долго ждали свою «благотворительницу». Не пришла, и женщины подумали: «Наверное, заболела». Но она не появилась и в последующие дни.
Слушать потерпевших было смешно, а их — жалко. Поддались уговорам мошенницы, затратив значительные суммы. Но я обещал помочь. Мы разослали ориентировки, и через довольно долгое время пришел ответ из Молдавии. Коллеги сообщали, что заведено уголовное дело в отношении цыганки, которая промышляла и в Башкирии. Мы направили в эту республику заявления потерпевших, сами они туда из-за дальности расстояния не поехали.
По словам Виктора Давыдкова, подобные случаи мошенничества в те года были редкостью. А в наше время они случаются чуть ли не ежедневно. Не перестаешь удивляться наивным людям, отдающим крупные суммы телефонным мошенникам, которые сообщают им, что их близкий родственник якобы попал в беду, и срочно нужны деньги. Ведь можно позвонить сыну, дочери, брату и узнать обо всем. Об этом почему-то большинство не думает. Есть и другие виды мошенничества.
http://www.sgvibor.ru/index.php/proissh ... vdu-skazhu