jesus » 06 май 2010, 17:20
Комментарий на статью в “Российской газете”
27 апреля 2010 года “Российская газета” опубликовала статью“Бесплатных дорог не бывает”. Всё, написанное ниже, можно воспринять, как опровержение. Но в действительности это всего лишь уточнение, это то, о чём автор предпочёл умолчать.
Многие, конечно, уже привыкли к активному использованию прессы в качестве мощного пропагандистского оружия, но в “РГ” увидеть столь своеобразное представление информации было неожиданно. Складывается уверенное впечатление, что либо статью писал человек, чрезвычайно далёкий от автодорожного сообщества, либо статья – “заказ” с самого верха. Даже беглого просмотра этого материала достаточно, чтобы заподозрить неладное. Не знаешь, что и думать…
Мы же попытаемся всего лишь дополнить статью, чтобы у читателя была возможность понять истинное положение дел.
На тему законности и разумности передачи “частнику” дорог, построенных на народные средства, чтобы с этого “подарка” правительства снова капали деньги в частный карман, можно поговорить отдельно. Вместо спора об этом и обсуждения общих слов о том, как у нас всё будет замечательно, которые составляют основную часть статьи, обратимся к “конкретным” примерам из раздела “А как у них”.
Чтобы не быть голословными, давайте попробуем внимательно почитать то, в чём нас так старательно убеждают.
“Сети платных автомагистралей и скоростных автомобильных дорог созданы во многих развитых и развивающихся странах мира. В большинстве из этих стран почти 100 процентов магистральных автомобильных дорог эксплуатируется на платной основе.”
Интересно, в каких это странах “почти 100 процентов магистральных автомобильных дорог” – платные для рядовых автомобилистов? Или во фразе “эксплуатируется на платной основе” заложено что-то иное? Этого автор не поясняет, но примеры стран приводит. Уже неплохо – будет, что опровергать.
“В настоящее время наибольшую протяженность сети платных автодорог имеют КНР, Германия, Франция, Япония, США, Мексика и Италия.”
Семь стран. Замечательно. Про все расписывать – совсем длинно получится. Поэтому, на примере нескольких, покажем, “как у них” на самом деле, а не на страницах “РГ”.
Китайский опыт чрезвычайно поучителен но, к сожалению, представлен настолько превратно, насколько это вообще возможно. Введение тотальной платности проезда в Китае первое время давало неплохие результаты – с 1996 по 2008 год протяжённость скоростных магистралей увеличилась в 16 раз: с 3,4 до 55 тыс. км. Столь бурный рост можно объяснить достаточным количеством как местных каменных материалов, так и дешёвой, дисциплинированной рабочей силы. Но очень скоро Китай ощутил и негативные последствия необдуманных решений. Так, по сообщению агентства «Синьхуа», контролирующие органы выявили в 2008 году несколько тысяч незаконно установленных пунктов сбора проездной платы, на которых было присвоено свыше $3,1 млрд выручки. И это в “правильном”, некоррумпированном государстве. Что же будет у нас, при введении подобной практики? Подумать страшно.
Но это ещё не всё. Каждый пункт сбора проездной платы на обычной двухполосной дороге становился точкой задержки транспортного потока и формирования заторов. По мере роста автомобильного парка и интенсивности движения эти обстоятельства становилось всё более нетерпимыми. Кроме того, принятая система означала неприкрытую практику двойного налогообложения всех владельцев и водителей автомобилей: во-первых, налоги в цене бензина, во-вторых, сборы непосредственно на дороге. Первое время автомобилисты всё это терпели. Но в последние годы ситуация стала меняться. В ряде провинций состоялись забастовки и публичные выступления таксистов и профессиональных перевозчиков. И ровно к тому моменту, когда российские начальники со своими экспертами надумали клонировать китайскую модель дорожного финансирования, мудрые и дальновидные китайцы от неёотказались.
Правительство отменило большинство платежей и сборов за пользование дорогами и переправами. В совместном циркуляре, направленном Национальной комиссией по развитию и реформе, министерством финансов, министерством транспорта и Государственной налоговой службой в адрес администраций дорог и транспортных властей всех уровней есть запись, которую эксперты цитируют дословно: «… Предписывается провести ревизию всех пунктов сбора платежей и отправить на слом те из них, на которых собирают шесть перечисленных категорий платежей за пользование дорогами и переправами». В результате реформы было уволено 300 тыс. сборщиков проездной платы. Так что пенять на платные дороги наших азиатских соседей теперь бессмысленно.
В Германии платных дорог как таковых нет вовсе. Полагаясь, видимо, на авторитет разработчиков«Программы деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010-2015 годы)», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №2 146-р, неквалифицированные сотрудники пропагандистских газетёнок слепо повторяют, что все 12550 километров автомобильных магистралей Германии относятся к категории платных дорог. А, между тем, на самом деле всё обстоит совершенно иначе. С тех пор, когда в XVI веке верховный трибунал Священной Римской империи вынес вердикт о незаконности взимания платы за проезд по дороге из Берлина в Лейпциг, на территории бывшей империи (в частности, в Германии) платных дорог нет. Редкие исключения составляют тоннели (например, Warnow Tunnel и Herrentunnel) в районах альпийских горнолыжных курортов. За подтверждением этих сведений любой желающий может зайти на официальный сайт германского федерального министерства транспорта, строительства и городского развития или же обратиться в любую европейскую контору Rent A Car.
Справедливости ради стоит сказать, что на сети автомобильных магистралей Германии, относимых к категории Bundesfernstraßen, много лет действует высокотехнологичная система сбора платы с тяжелых (более 12 тонн) грузовиков, так называемая ELECTRONIC HGV (Heavy Goods Vehicle) TOLLING SYSTEM.
Для рядовых же автомобилистов дороги Германии бесплатные.
В рамках общепринятых классификаторов, используемых в документах IBRD, EBRD и International Road Federation (IRF), дорога, на которой плата взимается только с тяжёлых грузовиков, заведомо не может относиться к категории платных.
Таким образом, сведения о платных дорогах Германии, представленные в упомянутом официальном документе Правительства РФ, являются заведомо ложными. А журналистам следовало бы внимательней проверять достоверность используемой информации.
Во Франции суммарный километраж таких магистралей составляет около 8 тыс. км, то есть 0,85 процента, при общей протяженности национальной дорожной сети более
1 миллиона километров.
Пропорции платных дорог Италии сходны с французскими – лишь 5,7 из 480 тыс. км являются платными (чуть более 1 процента).
В США, где опыт эксплуатации платных (сначала гужевых, потом автомобильных) дорог насчитывает полтораста лет, и вовсе из 6,7 миллиона километров национальной дорожной сети всего 7,4 тысячи километров (то есть 0,11 процента) эксплуатируется в платном режиме. Кстати, в США, а также в Канаде и Австралии на некоторых платных хайвеях внедрены высокотехнологичные системы сбора проездной платы без каких-либо шлюзов и турникетов: идентификация проезжающего автомобиля производится с помощью телевизионного детектора транспорта (traffic camera), счёт выставляется на адрес автовладельца.
Таким образом, автор статьи в “Российской газете” ссылается на те страны, которые либо уже отказались, либо не использовали вовсе тот путь развития платных дорог, который нам навязывают. Про “почти 100 процентов” – явное лукавство. Не будем забывать, что “в большинстве из этих стран” платные трассы окружены сетью бесплатных дорог, а нам, согласно статье 37 Федерального закона “Об автомобильных дорогах…”, обещают “альтернативу”, не более, чем в 3 раза превышающую платный аналог. Вряд ли можно назвать это альтернативой.
“Какая я же речь может идти после этого о профессионализме в российской журналистике, если находятся вот такие “авторы”, позорящие всю отрасль?” – может подумать читатель, прочитав и статью “РГ”, и тот материал, который он читает сейчас. Но, может, это, наоборот, и есть профессионализм – писать про то, что нужно и так, как нужно. Может быть. Но при таком “профессиональном” подходе свободной прессы у нас не будет никогда.
Безусловно, назвать статью полностью лживой было бы непозволительной вольностью. Можно успокоить поклонников РГ: в статье есть правдивая информация, более того – явного обмана там совсем мало. Намного больше однобокого представления информации. Вот здесь и раскрылся профессионализм автора. Не столь важно, о чём написать, важно – как.
Может быть, данная публикация – всего лишь исключение для известного издания? Хотелось бы на это надеяться. Но маленькая ложь рождает большое недоверие. И, как это ни прискорбно, к извечным русским вопросам постепенно добавляется третий: “Кому верить?”
Алексей Дорофеев
Координатор Московского отделения ФАР