Как кто ?
Китайцы вкладывают в российские регионы больше, чем Москва
В КНР создаются администрации для управления Дальним Востоком
Китай активно осваивает территорию российского Дальнего Востока, вкладывая в этот регион гораздо больше средств, чем российское правительство. По сообщению агентства «Синьхуа», китайские инвесторы учредили в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, а также в Еврейской автономии 34 специальные китайские зоны, куда инвестировали около 3 млрд. долл. Для сравнения: Москва обещает в этом году перечислить в бюджеты этих регионов почти в три раза меньше денег – в пересчете на доллары – менее 1 млрд.
Китайские инвестиции на российских землях – это не только частная инициатива предприимчивых соседей – овощеводов, лесорубов и промышленников, – но ясная государственная политика по освоению новых территорий. «С разрешения правительств Китая и России китайские предприниматели могут открывать в России промышленные и сельскохозяйственные зоны, включая зоны обработки, разведения, строительства, вырубки леса и оптовых рынков», – разъясняет «Синьхуа».
Показательно, что китайские власти уже создают на своей территории специальные органы по управлению зонами освоения в России. «Администрация Хэйлунцзяна сформировала специальную руководящую группу, которая отвечает за решение вопросов, возникающих в процессе строительства и развития зарубежных промышленных и сельскохозяйственных зон», – сообщает государственное китайское агентство. (Хэйлунцзян – это соседняя с Россией приграничная провинция с населением более 38 млн. человек и административным центром в Харбине.) Таким образом, процесс освоения российского Дальнего Востока управляется и контролируется не столько из Москвы или Хабаровска, сколько из Харбина – точнее, из «специальной руководящей группы», созданной китайскими чиновниками в администрации провинции Хэйлунцзян. Управление из КНР китайскими зонами на территории России вполне оправданно – ведь кто платит, тот и заказывает музыку. А инвестиции в объеме 3 млрд. долл. – если верить подсчетам самих китайцев – это крупнейший финансовый ресурс, который превышает дотации из Москвы местным бюджетам. Так, в 2011 году федеральные дотации «на выравнивание бюджетной обеспеченности» для Амурской области запланированы в объеме около 170 млн. долл., для Еврейской автономии – около 74 млн. долл., для Хабаровского края – 234 млн. долл., а для Приморского края – 344 млн. долл. Понятно, что эти суммы не идут ни в какое сравнение с 3 млрд. долл. китайских инвестиций.
Не исключено, конечно, что китайцы не стали скромничать и оценили свои вложения в российский Дальний Восток по максимуму. Возможно, что сумма инвестиций на самом деле и не дотягивает до объявленных 3 млрд. долл. Тем не менее официальное сообщение государственного агентства о многомиллиардных инвестициях в России означает, что власти Поднебесной подчеркивают свою заинтересованность в освоении наших восточных территорий, причем «всерьез и надолго». При этом сами китайцы подчеркивают естественный характер своей экономической экспансии в Россию. «Открытие китайскими инвесторами зон в России взаимовыгодно для обеих сторон», – считает специалист Академии общественных наук Хэйлунцзяня Сун Куй, которого цитирует «Синьхуа». Во-первых, это позволяет повысить уровень открытости приграничных районов Китая и разместить излишние рабочие руки. Во-вторых, помогает развитию Дальнего Востока, увеличивает сбор местных налогов и решает проблему нехватки рабочей силы. Не понятно только, почему инициатором инвестиций на Дальнем Востоке выступают не российские, а китайские власти, которые способны организовать инвестиции в перспективные производства и наладить выпуск продукции, которая пользуется спросом как в России, так и в Китае.
Странное соглашение с Китаем.
Странность заключается в том, что руководство РФ подписало самый масштабный в современной истории договор с другим государством, но при этом как-то не особенно это руководство пиарится по этому поводу. ( см. Программа сотрудничества между peгионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 годы) Это особенно удивляет потому, что наши два лидера любят ежедневно и по куда более мелким поводам продемонстрировать себя народу. И это не случайно. Объявляя о новом для России курсе на модернизацию и инновации « Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики. (2009-2018 годы)» реально закрепляет сырьевой статус страны. По этой программе перспективные основные месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока отдаются Китаю с условием глубокой переработки сырья на территории Китая. Правда, в Программе можно увидеть и перерабатывающие предприятия на территории российских регионов. Это производства по глубокой переработке древесины и одно современное предприятие водородного топлива. Но радоваться и здесь не стоит. Мало того, как раз именно здесь видна суть взаимоотношений с китайской стороной. На встрече делегации партии «Единая Россия» с руководством КПК в Китае китайская сторона расшифровала согласие участвовать в строительстве предприятий по глубокой переработке древесины с условием работы на них только китайских работников, для которых должны быть организованы коридоры беспрепятственного въезда и выезда в РФ. Помимо деревообработки Китай будет строить в РФ предприятия промстройматериалов и энергетические объекты. Очевидно, это разумно для них, ибо рационально для масштабного обустройства горнодобывающих предприятий, жилых районов для китайского персонала и объектов инфраструктуры. Последнее особо важно, т. к. доставка гигантских масштабов полезных ископаемых в Китай потребует строительство разветвлённых коммуникаций, ориентированных на Китай. И эта инфраструктура окончательно задавит нашу чрезвычайно слабую, что уже в недалёком будущем окончательно задаст вектор развития этого огромного континентального региона на Китай. Получив в своё распоряжение значительную часть континента до Северного Ледовитого океана, там уже приступили к строительству ледокольного флота. В то же время на китайской территории разворачиваются масштабные предприятия для переработки нашего сырья в продукцию, необходимую для реального развития инновационных отраслей Китая и модернизации экономики. А мы на деле лишимся базы для своей модернизации и будем всё в большей степени закупать в Китае необходимые для развития ресурсы. При этом Китай наверняка вложит в цену своей продукции и компенсацию своих затрат на аренду наших месторождений, т. е. на деле получит их безвозмездно и с прибылью для себя. Ко всему прочему этот договор с Китаем демонстрирует очевидный непрофессионализм наших политиков. При подготовке такого документа необходимо учитывать не только экономические факторы. Неплохо бы нашим деятелям учитывать и менталитет китайцев. А это не просто нация, это своеобразная цивилизация с глубокими корнями уходящими в глубь веков и с традициями во многом достойных уважения. Например, с позиций среднего китайца мы для них варвары, ибо не знаем своих предков до сорокового колена, не чтим старших и многое другое. И потому нас можно в лучшем случае не уважать. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Неплохо было бы знать нашим политикам и ещё одну очевидную особенность китайцев, особенно хорошо продемонстрированную в США – так сказать плавильном котле наций. Только почему-то китайцы в чайна таунах не переплавляются. Как и в других странах. Живут весьма замкнуто и обособленно. То же будет и в местах массового проживания китайцев во вновь осваиваемых регионах Сибири и Дальнего Востока. А при нашей дурной демографической политике вполне возможен столь значительный рост китайского населения, что косовский вариант для нас будет более чем вероятен. Тем более, что Китай столь стремительно уходит вперёд от нас в освоении передовых достижений научно-технического прогресса, что мы со своими ракетами в уже обозримом будущем будем напоминать папуасов с дубинками и не более. Аргументом в защиту подписанного Президентом Соглашения выдвигается невозможность освоения нами этих регионов из-за колоссальных затрат на необходимую инфраструктуру не выдерживает критики. Куда большие наши средства закладываются за рубежи нашей отчизны в размерах сотен миллиардов долларов в резервный и прочие фонды. При этом они вкладываются в ценные бумаги и банки иных стран и, судя по последнему отчёту Главы нашего Центробанка в Госдуме, дают мизерный доход (0,5% за последний отчётный 2009 г.). Т. е. работают на другие экономики. Безусловно, если не воровать при строительстве коммуникаций, то по примеру китайцев всё это будет весьма выгодно. Представим себе наличие инфраструктуры в этих регионах и тогда на международных тендерах можно сдать в аренду эти месторождения на действительно выгодных для нас условиях с компенсацией всех наших затрата и существенной прибылью. Это нужно было сделать хотя бы потому, чтобы не поставить себя в зависимость от одной страны. Но для этого нужно наконец-то принять действенные меры против коррупции. А то ведь даже подписание столь неравноправного договора даёт основания некоторым предполагать о влиянии якобы огромного размера взяток за его подготовку и подписание. Неплохо было бы нашим руководителям знать и сказанную незадолго до гибели Президентом США Д. Ф. Кеннеди фразу: «Я не боюсь сегодняшнего Китая, но боюсь будущего!». И это было сказано, когда казалось бы весь мир смеялся над дурными делами в Китае в период «большого скачка». Всё же надо хотя бы иногда профессионально думать о будущем России.