Грустные шутки о том, что для полноценной декоммунизации украинским властям нужно снести ДнепроГЭС и все остальное «тоталитарное наследие кровавого режима» уже давно стали в рунете приметой времени. И это тот случай, когда, как гласит народная мудрость, в шутке есть всего лишь доля шутки…
85 лет назад, 10 октября 1932 года, в строй действующих предприятий УССР вступила Днепровская гидроэлектростанция. Строительство ее возле Александровска (современное Запорожье) было запланировано еще в 1920 году в рамках мероприятий по «электрификации всей страны», план которых был одобрен Всероссийским съездом советов. Несколько лет шла разработка проектов станции и закупка за рубежом необходимого оборудования. Окончательное решение о строительстве ДнепроГЭС приняли в 1926 году, а работы начаты в 1927-ом. Продолжались они пять лет. На строительстве было задействовано 36 тысяч человек, большинство из которых никогда до этого не занимались ничем подобным.
Общая стоимость проекта составила 400 миллионов долларов. Ряд технологий, применяемых при строительстве ДнепроГЭС, не применялись ранее нигде в мире. Само сооружение оказалось самым большим в Европе и одним из крупнейших на планете. А себестоимость электроэнергии, вырабатываемой ДнепроГЭС, стала самой низкой в мире. Помимо снабжения юга УССР дешевой энергией, строительство гидроэлектростанции решило еще одну важную экономическую проблему — затопление порогов сделало судоходной всю украинскую часть Днепра…
ДнепроГЭС, вне всяких сомнений, стал одним из важнейших символов, происходящих на советской Украине преобразований. Однако возведение станции было лишь их крошечной частью.
Уже в первую пятилетку из 1500 предприятий, возводимых в Советском Союзе, 400 пришлось на УССР. На Украину в эти годы было выделено около 20% общесоюзных капиталовложений. Чем крупнее были заводы и электростанции — тем больший их процент находился на советской Украине. Так, из 35 крупнейших промышленных объектов СССР, имевших ключевое значение для Советского Союза, — 12 находились в Украинской Советской Социалистической Республике (помимо ДнепроГЭС, это — Краматорский машиностроительный, Харьковский тракторный, ряд металлургических заводов).
Если говорить о пресловутом 1913 годе, с которым в советские времена любили все сравнивать, то уже к 1940-ому промышленность Украины по сравнению с ним выросла в 7,3 раза. Объемы же конкретно тяжелой промышленности стали больше примерно в 10 раз. Общее количество предприятий увеличилось в 11. Советские власти построили на территории УССР также более ста новых шахт.
В годы Великой Отечественной войны Украина и Белоруссия подверглись самым масштабным разрушениями. В УССР оккупанты уничтожили более 700 городов, около 28 тысяч сел, свыше 16 тысяч фабрик и заводов. Все это было после войны отстроено в рекордные сроки.
К 1957−1958 годам УССР заняла первое место в Европе по производству чугуна, а в «подушевом» его измерении обошла даже Соединенные Штаты Америки.
За годы существования СССР на Украине появилось более десятка атомных и гидроэлектростанций.
На днепропетровском «Южном машиностроительном заводе» начали производить ракеты — как для нужд вооруженных сил, так и для освоения космоса.
В киевском КБ «Антонов» спроектировали самые большие грузовые самолеты в мире — «Мрию» и «Руслан».
В Запорожье был налажен выпуск легковых автомобилей.
В Харькове делали популярные фотоаппараты ФЭД, а в Днепропетровске — телевизоры «Весна» и пылесосы «Ракета».
«Запорожсталь», «Криворожсталь» и «Азовсталь» — были в числе крупнейших металлургических предприятий мира. Впрочем, как и три украинских ферросплавных завода — Запорожский, Никопольский, Стахановский.
Украинская металлургия работала преимущественно не на экспорт, а на внутренний рынок. Нужды продавать за границу с минимальной наценкой сырье или «полуфабрикаты» не было. Машиностроение составляло порядка 40% промышленного потенциала УССР. Украина производила станки, приборы, вагоны, дорожную и сельскохозяйственную технику. Своему металлу находилось достойное применение.
На территории УССР располагался и один их самых больших на планете судостроительных кластеров — николаевский, включавший в себя «Черноморский судостроительный завод», «Завод имени 61 коммунара», «Завод „Океан“» и ряд вспомогательных предприятий, производивших судовые турбины, радиотехнику, системы вентиляции. Николаев стал одним из немногих городов на Земле, где на воду спускали авианосцы.
Черноморское морское пароходство в послевоенный период превратилось в самое большое в Европе и одно из самых больших в мире. В 1980-е годы в его составе было уже около 360 судов.
Состоянием на 1991 год вооруженная группировка, дислоцировавшаяся на территории УССР, была четвертой по размерам и третьей по силе на планете.
Протяженность автомобильных дорог Украины, построенных в советские времена, составляла более 160 тысяч километров, железных дорог — 22,7 тысячи (за годы «независимости» она практически не изменилась).
Больниц в УССР было построено около 3900, поликлиник — 6900, школ — 21800, детских садов — 24500, театров — 130.
В 1961 году темпы роста промышленного производства в УССР были в 6 раз выше, чем в США.
К моменту развала СССР, Украина владела, по оценкам экспертов, почти третью промышленного потенциала Союза. Ее ВВП составлял почти 30% от российского.
Экономика УССР входила на начало 1990-х в двадцатку крупнейших в мире. Учитывая размеры советского «наследства» и темпы его роста, у украинской экономики были все шансы обогнать, как минимум, Францию, как максимум, — даже Германию. Но на практике она продемонстрировала за последние 25 лет самый стремительный упадок на планете, и теперь может «похвастаться» лишь открытием новых заводов по производству подсолнечного масла и картофеля фри.
И ответ на вопрос, почему так случилось, лежит не в экономической, а в политической плоскости. На фоне величайшего разорения в истории, украинцам пора бы было задуматься, что они делают не так…