В стране складывается тяжелая экономическая ситуация. Ставка на крупных собственников себя не оправдала.
Экономика в своем развитии зашла в тупик. Тут еще и санкции от запада. Всем, кто за прошедшие годы, вместо служения Родине обогащался за ее счет, придется исправлять допущенные ошибки. А об этом много говорилось в этой теме. Фарита и его соратников между прочим предупреждали о таком развитии событий.
http://therussiantimes.com/experts/kto-budet-bankrotom-v-2014-godu-banki-ili-naselenie.html
Кто будет банкротом в 2014 году – банки или население?
2 февраля 2014 года 22:06
Предел потребительского кредитования в России практически достигнут. Несмотря на то, что уровень долга домашних хозяйств (в % к ВВП) еще очень низок в сравнении с другими странами (например, по сравнению с США в 8 раз ниже), затраты домохозяйств на его обслуживание уже превысили уровень США. В соответствии с расчетами Алексея Ведева (директора Центра структурных исследований Института Гайдара), затраты на обслуживание долга домохозяйств в России приблизились к 11% их доходов, что выше уровня США, не говоря уже о других странах с менее развитыми кредитными рынками.
Дальше – торможение темпов роста потребительского кредитования, рост невозврата потребительских кредитов, банкротства физических лиц.
Чем россияне отличаются от других наций при пользовании кредитными ресурсами? Прежде всего, целями кредитования: россияне берут для потребления, все остальные – для более фундаментальных решений. Отсюда и различие сроков кредитования, и ставок процента по кредитам, и, в конечном счете, тяжести обслуживания.
см. КАРТИНКУ на сайте smile:!: smile:!: smile:!:
Обобщающие характеристики задолженности населения перед банками следующие:
Совокупный долг населения России банкам составляет (на 1 декабря 2013 г.) 9,3 трлн. рублей, или немногим более 65 тыс. рублей на душу населения
При этом в структуре ежемесячных платежей примерно 80% приходится на потребительские кредиты («иные потребительские ссуды»)
Совокупный объем просроченных на срок более 90 дней кредитов составляет (на 1 декабря 2013 г.) 540 млрд. рублей, или 3770 рублей на душу населения
При этом просроченная задолженность распределена крайне неравномерно по регионам, она концентрируется на отдельных домохозяйствах, на которых «висят» по нескольку кредитов.
В 2013 году начала вновь расти просрочка домохозяйств по кредитам (то же самое наблюдалось в конце 2008 и в 2009 году – прямое следствие кризиса; но со второй половины 2010 года по декабрь 2012 года наблюдалось сокращение доли просроченных кредитов). Официальная статистика фиксирует значительно более низкие темпы роста просроченной задолженности, чем в период кризиса 2008 года, но нам необходимо сделать поправку на новые технологии работы банков с «плохими кредитами». Суть этих технологий состоит в «переброске» необслуживаемых потребительских кредитов на специально созданные для этих целей микрофинансовые организации, многие из которых, пользуясь более мягким режимом надзора, даже не сдают отчетность. В результате в банковской системе снижается объем необслуживаемых потребительских кредитов, но в реальности совокупный объем долга домохозяйств оказывается значительно выше показанного в банковской статистике. Так вот с учетом такой переброски темп роста просроченной задолженности домохозяйств все больше напоминает кризисный «снежный ком»:
см. график на сайте smile:!: smile:!: smile:!:
Кроме роста совокупной просрочки, существенные проблемы могут возникнуть ввиду сложившихся исключительно резких региональных диспропорций. Я снова воспользуюсь материалами других исследователей (в данном случае – электронного издания Forbes):
см. график на сайте smile:!: smile:!: smile:!:
Мы видим, что средние цифры по России, несмотря на то, что они свидетельствуют о высоких рисках, связанных с потребительским кредитованием, кажутся еще очень благополучными по сравнению с цифрами по ряду регионов. Долг домохозяйств в 30% от валового регионального продукта, учитывая, что это на 90% краткосрочный долг, постоянно требующий рефинансирования, не может быть погашен при текущей экономической ситуации. Это значит, что население целых регионов – банкроты.
Анализ вышеприведенной таблицы подталкивает и к ряду других неутешительных выводов. Ее данные указывают на существенные противоречия между:
Столицами и периферией
Богатыми и бедными регионами
Мусульманскими и буддистскими регионами
Различными национальными республиками
Оставляя проблему региональных диспропорций политологам, сосредоточимся на макроэкономике. Чем опасна сложившаяся ситуация? Прежде всего – развитием кризиса. Очень простая спираль. В современной России единственный фактор роста экономики – потребительский спрос населения. Прирост потребительского спроса населения сегодня практически на 100% обеспечивается кредитными ресурсами. В этой ситуации сокращение объема кредитования населения означает прекращение роста экономики, а прекращение роста экономики, в свою очередь, означает резкое повышение доли просроченных кредитов.
Но, с другой стороны, сохранение темпов роста потребительского кредитования также ведет к кризису, чуть позже, но с более разрушительными последствиями.
В этой связи дискуссии о том, какой должна быть кредитно-денежная политика (равно как и вся макроэкономическая политика) – мягкой или жесткой - становятся бессмысленными.
smile:!: smile:!: smile:!: Мы дожили до той ситуации, в которой любой выбор ведет к кризису. smile:!: smile:!: smile:!:
В шахматах такая ситуация носит наименование цунцванг – любой ход ведет к ухудшению позиции.
Ужесточение политики (ужесточение кредитно-денежной политики и/или создание препятствий для потребительского кредитования, включая ужесточение регулирования и надзора данной области банковской деятельности) ведет к росту числа неплатежеспособных домохозяйств, неплатежеспособность которых сегодня отсрочивается взятием очередного кредита и банкротству банков, в наибольшей степени вовлеченных в потребительское кредитование. Прекращение роста потребительского кредитования и банкротство части домохозяйств формирует фактор сокращения экономики, который способен сократить темп роста ВВП от 0,5% до 1,5% (в зависимости от количества домохозяйств, становящихся неплатежеспособными).
Смягчение политики (смягчение кредитно-денежной политики и/или сохранение возможностей продолжения бума потребительского кредитования) ведет к дальнейшему увеличению долга домохозяйств, их просроченной задолженности, ухудшению устойчивости банков, росту оттока капитала из страны. В перспективе не более 1 года последствия становятся аналогичными последствиям варианта ужесточения политики, только с большей размерностью катастрофы, с большими финансовыми потерями и домохозяйств и банков. Но фактор коллапса потребительского сектора внесет уже от 2 до 4% в терминах падения ВВП.
Есть ли выход из очередной ловушки, в которую завели Россию?
В рамках применяемых стандартных инструментов политики – уже нет. smile:!: smile:!: smile:!:
smile:!: smile:!: smile:!: Потребуются более сильные лекарства, применение которых должно быть комплексным. smile:!: smile:!: smile:!:
smile:!: Во-первых, потребуется заместить потребительский спрос в качестве основного фактора экономического роста. Заместить его могут частные инвестиции (государство у нас сильно поиздержалось на Сочи и других мегапроектах), но для этого нужно резко менять инвестиционный климат, формируя недвусмысленный сигнал о том, что для современной России эффективный частный предприниматель и частные инвесторы являются намного более важными фигурами, чем чиновники и правоохранители. Во-вторых, потребуется разгрести завалы дефолтов домохозяйств, для чего найти ресурсы для возмещения тех потерь, которые понесли сами домохозяйства и те банки, которые их кредитовали, не особо задумываясь о платежеспособности клиентов. Найти такие ресурсы сегодня можно только у тех же чиновников и силовиков, имущество которых сильно превышает их законные доходы.
Придется провести конфискацию крупного имущества (недвижимость, предметы роскоши, доли в предприятиях), расходы на которые не подтверждены законными доходами.
Средства от реализации конфискованного имущества (либо права на долю участия в этом имуществе) распределяются между всеми гражданами России, при этом они могут быть использованы гражданами для погашения долга перед банками, а те граждане, которые не имеют задолженности по потребительским кредитам, могли бы использовать эти средства для инвестиций или для покупки жилья.