Гость » 09 май 2016, 18:04
18 апреля Латвия объявила, что после многих лет кропотливых трудов она, наконец, подсчитала экономический ущерб от «советской оккупации» и готова выставить России счет в 185 млрд евро. В нашей стране за последние годы уже привыкли к постоянным финансовым претензиям то Латвии, то Эстонии, то Литвы, то их всех трех, вместе взятых. Помнится, несколько лет назад в Эстонии на полном серьезе предлагали стребовать с России Новосибирскую область во временное пользование для компенсации ущерба. Поэтому реакция была ожидаемой: кто-то вспомнил про уши от мертвого осла, кто-то о преступлениях латышских стрелков, кто-то колоссальные инвестиции СССР в экономику Прибалтики. Большинство же и вовсе эту новость проигнорировало — грех обижаться на убогих.
Однако Латвия совершенно не заслужила такого иронично-пренебрежительного к себе отношения. России давно пора по достоинству оценить ее неутомимую, пусть и непреднамеренную, работу на нашу пользу и наше благо. Бескорыстная любовь к чужим деньгам и непреодолимое желание жить за чужой счет заставляют эту маленькую, но очень гордую республику из года в год напоминать России и всему миру о российских правах на Прибалтику, фактически самой писать на себя в Москву доносы: «Латвия — незаконно отторгнутая от России территория, не забывайте об этом».
Финансовые претензии к СССР Латвия выставляет исключительно Российской Федерации, а не Грузии, Украине или Киргизии. Делается это не по глупости и не из русофобии (хотя она там и зашкаливает). В международном праве есть понятие «континуитет», отражающее непрерывность международной правосубъектности государства, которая не зависит от изменения его территории, политического строя и названия. Наиболее доходчиво сущность континуитета выразил крупнейший российский правовед-международник С.В. Черниченко: «Человек, меняя имя и потеряв ногу, не теряет ни своей личности, ни своей правосубъектности».
Континуитет Российской Федерации означает, что она является не одним из новых государств, подобно бывшим союзным республикам, получившим независимость в 1991 г., а государством-продолжателем СССР, тем же субъектом истории и права, что и Советский Союз. Этот статус за Россией признан всем мировым сообществом и закреплен в многочисленных международных договорах. Он обеспечил автоматическое занятие Российской Федерацией места СССР в Совете безопасности ООН. Единственное государство в мире, официально не признающее континуитет России — Украина: «Исходя из принципиальных соображений, Украина не может признать какого-либо специального статуса Российской Федерации по сравнению с другими государствами — преемниками Советского Союза».
Именно особым статусом Российской Федерации, — ее континуитетом, — Латвия, как и другие прибалтийские республики, обосновывает то, что свои финансовые претензии к СССР она адресует России, а не кому-то другому. По их логике в 1920 г. советское правительство признало независимость Латвии, а в 1940—1941 и в 1945—1991 гг. СССР этой независимости ее лишил. Отсюда вывод: раз Российская Федерация — тот же субъект права, что и Советский Союз, то она как ответственный член международного сообщества обязана возместить Латвии ущерб за действия СССР, именуемые в Латвии «оккупацией».
Казалось бы, все логично. Поэтому, с какой стати мы должны быть благодарны Латвии за то, что выставив счет на 185 млрд евро, она в очередной раз напомнила нам о континуитете России? Раздаются даже порой голоса: «Зачем нам этот континуитет и особый статус, если он оборачивается постоянными требованиями покаяния за советские грехи и многомиллиардными счетами?». Однако проблема не в континуитете, а в том, что власти России упорно не желают им пользоваться в практической политике, и вот уже более двух десятилетий играют с прибалтийским этнократиями в поддавки.
Современное российское государство, в соответствии с понятием континуитета, правопродолжатель не только СССР, но и Российской империи, Московского царства и Древней Руси. Кстати, отсюда во многом проистекает резкое неприятие континуитета России Украиной, и упорная борьба либеральной общественности против установки в Москве памятника князю Владимиру Крестителю, который призван символизировать непрерывность русской истории. Впрочем, Московское царство и Киевскую Русь оставим в стороне — это особая тема. Что же касается СССР и Российской империи, то мировое сообщество и международное право всегда рассматривало их в качестве одного и того же субъекта истории и права. Доказывать это — ломиться в открытую дверь. В Советском Союзе на уровне пропаганды континуитет отрицался — «мы родом из Октября». Но на уровне права и внешней политики ситуация была совершенно иной.
Выдающийся советский правовед Ф.И. Кожевников в 1948 г. писал: «Великая Октябрьская социалистическая революция не создает в юридическом смысле нового субъекта международного права. СССР… это — Россия, но в виде социалистического союзного государства».
Это была не контрреволюционная ересь, а четкое отражение реальности. Например, Советский Союз, опираясь на свой континуитет, потребовал в 1940 году от Румынии возвращения Бессарабии, употребив при этом в ультиматуме понятия «СССР» и «Россия» как синонимы: «В 1918 году Румыния, пользуясь военной слабостью России, насильственно отторгла от Советского Союза (России) часть его территории — Бессарабию …».
Как только мы перестаем искусственно ограничивать континуитет Российской Федерации советским периодом, претензии Латвии, как и других прибалтов, предстают в совершенно ином виде. Территория современной Латвии вошла в состав России в 1721 г. в итоге русско-шведской (а не русско-латышской) войны по Ништадтскому мирному договору. Полезно напомнить, Россия заплатила за эти земли огромную по тем временам сумму — 2 млн. ефимков. Что позволяет говорить не только о завоевании, но и покупке земли в русскую собственность у ее тогдашнего законного владельца — Швеции. Вхождение Латвии, и Прибалтики в целом, в состав России произошло в полном соответствии с нормами действовавшего на тот момент международного права. Границы Российской империи имели международное признание, ее территориальная целостность была столь же легитимна, как и территориальная целостность Франции или Германии.
Да, в 1920 г. Советская Россия по Рижскому мирному договору признала независимость Латвии и отказалась «на вечные времена от всяких суверенных прав кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле». Для Латвии этот договор — фундамент ее государственности и, естественно, что она на него молиться готова. Только с какой стати Россия должна «вечные времена» руководствоваться тем, что от ее имени подписали два международных афериста — Адольф Иоффе и Яков Ганецкий (Фюстенберг)? И дело даже не в личностях подписантов, а в правовой ничтожности самого договора. В России еще шла Гражданская война, и большевистское правительство еще не являлось единственным и легитимным выразителем интересов страны. Поэтому этот договор с международно-правовой точки зрения был договором между лидерами латышских сепаратистов и узурпаторами власти в России. Соответственно — филькина грамота. Признание странами Антанты на территории союзной им России (власть большевиков они считали незаконной) сепаратистского режима и вовсе является вопиющим попранием основ международного права.
В системе координат настоящего, а не обрезанного континуитета России, и события 1940 г. выглядят совсем иначе, нежели нам их подает Латвия. СССР не «оккупировал» чужую территорию, а восстановил свой суверенитет над незаконно отторгнутыми у него землями. Сделано это было, надо отдать должное Сталину, с юридической точки зрения безупречно. Что касается любимой темы в Латвии про «оккупацию», то нет нужды вдаваться в спор и углубляться в исторические изыскания. Достаточно открыть любой словарь по международному праву и узнать значение этого термина. К событиям 1940 г. он просто не применим. Латышам может не нравиться смысл тех или иных терминов в международном праве, но это проблема Латвии, а не международного права и России.
После победы в Великой Отечественной войне границы СССР, включая территорию Латвии, были закреплены многосторонними и двусторонними договорами, их легитимность гарантировалась принципом нерушимости послевоенных границ. Все рассуждения о том, что Запад никогда не признавал границ СССР в Прибалтике, с правовой точки зрения ничего не значат. Приведу исчерпывающий данный вопрос Комментарий МИД России: «Подобные утверждения выглядят по меньшей мере странно. Не говоря в данном случае о решениях Ялтинской и Потсдамской конференций, напомним о более свежем событии. 1 августа 1975 года лидеры стран Европы, США и Канады подписали в Хельсинки Заключительный акт СБСЕ, … Одним из центральных элементов этого документа было признание территориальной целостности государств, принципа нерушимости границ в Европе. Примечательны слова, произнесенные при подписании Заключительного акта президентом США Дж. Фордом: „Соединенные Штаты Америки с удовольствием подписываются под этим документом потому, что мы подписываемся под каждым из этих принципов“. Остается только посоветовать тем, кто претендует сегодня на „новое прочтение истории“, хотя бы иногда обращаться к документальным первоисточникам».