не гость » 04 фев 2011, 12:42
"Республика Башкортостан" № 15
НА «МИННОМ» ПОЛЕ ЖКХ
В клубке взаимных претензий оказались жильцы многоквартирного дома и управляющая компания в Салавате
С актуальной новостью обратились в корпункт нашей газеты жильцы дома № 20 по бульвару Салавата Юлаева. Впервые в городе они выиграли судебный процесс по поводу неправомерного начисления сумм за капитальный ремонт. В ближайшие недели должно состояться подписание договора жильцов с управляющей компанией на новый период. В том, как непросто двум сторонам построить диалог и сотрудничество, разбирался наш корреспондент.
«Нехороший» дом
Главный повод для споров — сбор средств на капитальный ремонт.
— У нас в городе все управляющие организации, в том числе «Жилкомзаказчик», возникли одномоментно, в 2008 году. Как утверждают сами управляющие компании, выбор способа управления многоквартирными домами стал результатом заочного голосования жильцов. Но для многих салаватцев для описания ситуации больше подходит пословица «без меня меня женили». Мало кто помнит заочное голосование и далеко не все сразу заметили, что в квитанциях по квартплате обнаружилось новое имя, — рассказывает старшая по дому Нина Акчурина. — С 2001 года нашей управляющей компанией было муниципальное предприятие «Жилкомзаказчик», с 2008-го — ООО «ЖКЗ». В 2009 году жильцы выяснили, что ООО «Жилкомзаказчик» является коммерческой организацией и притом — не правопреемником одноименного муниципального предприятия. Тогда и возник вопрос: куда ушли наши деньги, которые с 2001 года мы платили за капитальный ремонт дома? Строка с такой формулировкой всегда стояла в распечатках, но капитального ремонта в нашем доме не проводилось. Это сложная техническая процедура, которую невозможно не заметить.
Задавшись этими вопросами, инициативная группа жильцов в 2009 году провела первое очное собрание. На него пригласили представителей управляющей компании с просьбой отчитаться в том, как были израсходованы деньги, собираемые в течение 9 лет на капремонт. По дому № 20 за этот период набралось более двух миллионов рублей. Отчитываясь перед жильцами, представитель управляющей компании заявил, что все средства использованы по назначению. В частности, по предписанию республиканской госжилинспекции капитально отремонтирована кровля дома. Более того: по мнению управляющей компании, жильцы остались должны ей еще около миллиона рублей.
Собрание не согласилось с такой трактовкой событий и приняло решение приостановить отчисления за капремонт до того момента, когда будет объявлена дата начала ремонта и представлена необходимая в таких случаях техническая документация. В ответ управляющая компания стала обозначать в квитанциях новые суммы с формулировкой «долг за жилье и коммунальные услуги». Многие жильцы испугались и возобновили платежи в полном объеме. 12 их соседей пошли искать правды в Салаватскую прокуратуру: «Где наши деньги? И где капремонт?».
Прокуратура встала на сторону собственников и вышла с иском по поводу неправомерного взимания денег. Осенью 2010 года Салаватским городским судом признан незаконным сбор платы за капитальный ремонт многоквартирного дома с 1 марта 2009 года по 30 июля 2010 года (то есть за период, когда официально управляющей компанией признано ООО «Жилкомзаказчик». С иском за предшествовавшие годы обращаться уже не к кому: муниципальное предприятие ликвидировано). Управляющую организацию суд обязал произвести перерасчет суммы коммунальных платежей и возвратить средства собственникам жилья.
ООО «Жилкомзаказчик» оспорило решение в Верховном суде республики, но и эта судебная инстанция приняла решение в пользу жильцов. Основным обстоятельством, повлиявшим на результат процесса, стало то, что на счетах управляющей организации средства на капремонт не отделены от средств на содержание жилья, а значит, невозможно проконтролировать их расходование. Вторым решающим моментом послужило отсутствие протокола собрания жильцов с решением о начале ремонта. Сегодня управляющая компания делает перерасчет по квартплате для 12 жителей дома, подавших заявление в суд.
Народные оптимизаторы
Пример первый. В доме живет немало профессионалов из разных сфер, и в 2010 году жильцы провели внутренний аудит расценок на строительно-монтажные работы. Один из соседей — руководитель сметного отдела крупной промышленной компании — заметил, что управляющей организацией неправомерно применяется повышенный коэффициент — 5,5 вместо 4,86.
Пример второй. Старшая по дому не подписала акт обследования, когда зашла речь о замене деревянных поручней для лестничных клеток:
— На самом деле длина поручня 240 сантиметров, а в акте требуется три метра. Накрутки неоправданны, и мы будем считать каждый метр! — говорит Нина Гареевна Акчурина.
Именно критический взгляд жильцов на ошибки и неправомерные начисления вызывает острую реакцию управляющей компании. «Мы профессионалы и не обязаны отчитываться за дилетантские разборы наших действий!» — такой подтекст легко читается в ее общении с горожанами.
В профессионализме ООО «Жилкомзаказчик» в Салавате мало кто сомневается. Неоспоримый факт: эта управляющая компания — самая крупная и наиболее опытная из аналогичных организаций.
— Надо понимать, что жильцы за данную квартирную плату не содержат коммунальщиков, а лишь получают набор услуг. Их предоставляет по договору наша организация. Часть работ выполняет сама, часть — с привлечением специализированных фирм, — вторит руководителю начальник планово-экономического отдела.
В этой беседе я так и не получила ответ на неудобный вопрос, из каких же источников получают зарплату сотрудники компании, если жильцы обслуживаемых ими домов здесь ни при чем? Кто содержит коммунальщиков? Но диктофонная запись сохранила информацию о том, что «в организации на сегодня 29 процентов текучести персонала. Не хотят рабочие получать зарплату на уровне 2008 года». Что «не увеличивать тарифы за содержание домов — это безответственность. Так невозможно сохранить кадровый состав и обеспечить надлежащее качество оказания услуг». Что «активность и самих собственников, и их уполномоченных должна сводиться не только к критике, но и к принятию конструктивных решений по поводу содержания их собственного имущества».
Из встречи в управляющей компании я вынесла больше сомнений, чем ясности. Допустим, жильцы некомпетентны в сложных вопросах ЖКХ. Допустим, их уполномоченные могут исказить информацию, переданную управляющей компанией. Вполне возможно, что не отличается глубиной понимания темы представитель прессы, попытавшийся разобраться. Но если суть конфликта только в культуре диалога, то кто мешает управляющей компании доводить до собственников любую информацию и защищать свой имидж? Тем более что к этому ее теперь обязывает и российское законодательство.
Тайны коммунального двора
Перечитываю электронный документ, сверяясь с постановлением № 731. Снова не нахожу в нем самого насущного. Нет показателей финансово-хозяйственной деятельности ни одной из семнадцати салаватских управляющих компаний и ТСЖ. Нет сведений о выполняемых работах и данных об их стоимости. Во всем, что касается собственно услуг и денег, прозрачность отсутствует. А значит, проследить, куда конкретно направлены средства, выплаченные жильцами, нет ни малейшей возможности.
На основании чего, извините за наивность, должны в этих условиях жители города анализировать, с какой управляющей компанией им выгоднее заключить договор? Как сравнивать, прикидывать, оценивать? Ежегодные сборы за услуги ЖКХ с одного многоквартирного дома давно перешагнули за миллион-полтора рублей. Это живые, к тому же систематически получаемые деньги, и потому потерять управление даже отдельным домом — серьезный минус в бизнес-процессе.
В то время как российский фольклор уже пополнило выражение «ЖЭК-потрошитель», управляющие компании все еще клеймят в прессе нерадивых плательщиков за многотысячные суммы долгов. Простая мысль о том, что долгов по квартплате много в том числе и потому, что расценки на эти услуги непомерны, звучит очень редко.
Поэтому вопрос: кто в доме хозяин, управляющим компаниям имеет смысл отложить до лучших времен. Сегодня гораздо важнее услышать своих клиентов, пойти им навстречу. Чтобы коммунальные конфликты не порождали минное поле взаимных упреков, недоверия и партизанской войны, которая одной стороне мешает спокойно жить в своем доме, а другой — на законных основаниях зарабатывать.
Татьяна КЛУГМАН.
Фото Ольги АСАБИНОЙ,
коллаж Марселя ГАФАРОВА. г. Салават.
27.01.11