Иностранцы в России – идеалисты. Они не могут поверить, что мы совсем другая страна и только с виду похожи на Европу. Им кажется, что у нас применимы общеевропейские нормы и подходы, они наивно полагают, что непонимание тут случайно и надо немного постараться, и русские все поймут и правильно сделают.
Renault на этом обожглась сильно. Три года тому назад они высадили на "АвтоВАЗе" десант из 12 топ-менеджеров. Французам показалось, что надо посадить своих, после чего ВАЗ превратится в европейское предприятие. Разгром был оглушительным. Через полгода все французы уехали обратно с потрясенными душами, рухнувшим мировоззрением и глубочайшим разочарованием. А главный француз Кристиан Эстев сказал в интервью – "Мы ошиблись, полагая, что ВАЗ – это нормальное предприятие".
Японцы, построив завод Nissan в Санкт-Петербурге заподозрили неладное еще на стадии фундамента и поступили вопреки вековой традиции, зато умней всех – директором впервые в истории Японии они поставили русского – Дмитрия Михайлова. Нигде на Земле больше нет ни одного японского завода, которым руководит иностранец. Но они догадались, что сами с Россией не справятся, потому для борьбы со страной назначили местного.
Любой иностранный завод в России обязан увеличивать долю локализации. Это почти невыполнимо. Отечественных предприятий, соответствующих мировым стандартам, единицы, да и те не желают работать, а хотят сразу получить трехкратную прибыль и чтоб все отстали.
И тут опять становится очевидна наивность подхода. Там, где решения принимают иностранцы, кипит работа по поиску подходящего русского партнера. Его ищут последние лет девять, но пока мало кто нашел. Там, где слушают наших, результат интересней. Корейцы, например, услышав от русских советников истину, пытаются прийти к нам не только с финальной сборкой, а еще и со своими смежниками, создавая рядышком по несколько заводов сопутствующего производства. Но это полумера. Ведь притащить с собой "автопром в сборе" не получится.
Но сильней всего осмелился поступить Питерский завод ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус". Ведь у его русского директора иллюзий нет никаких. Это умный и опытный человек, знающий свою страну и ее возможности. Потыкавшись в поисках здравого смысла и приличного партнера, ниссановцы сдались и заявили, что им проще изменить конструкцию своих машин под существующие русские запчасти, чем заставить наших сделать подходящую деталь. На международной конференции по ловле инвесторов директор Михайлов сказал: "Мы готовы рассматривать возможность изменения дизайна наших автомобилей для использования существующих деталей на рынке. В процессе последних двух лет, когда мы искали производителей автокомпонентов, компания приняла решение об использовании той комплектующей базы, которая производится в России, меняя те компоненты, которые у нас сегодня есть. Поэтому мы готовы пересматривать конструкцию автомобиля, чтобы сделать максимальный процент локализации в России". При этом ниссановцы тоже готовы привезти своих партнеров в Россию. Но, увы, слишком велика опасность, что на русской почве производство деградирует. Поэтому Nissan своих партнеров переводит в Европу. Так безопасней.
Ну, а пока – полная капитуляция. Грядет Nissan Murano с фарами от "Шестерки", электрикой от "Москвича", двигателем от "Волги", мостами от "УАЗа", салоном от "ГАЗели"?
Сергей Асланян