Умное образование для умного общества
16.08.2014 14:06Комментарии: 0
Что стало «жирным минусом», а что настоящим прорывом в обучении подрастающего поколения – выяснили на традиционном августовском педсовете…
На этот раз он прошел в Салавате. Хозяева встретили участников самого большого республиканского педагогического форума чрезвычайно тепло и радушно. Но профессиональный разговор накануне нового учебного года прошел по-деловому четко. В числе обсуждаемых вопросов – совершенствование профессиональной компетентности педагогов, развитие электронного образования, модернизация профессионального образования, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Руководитель республики Рустэм Хамитов в своем выступлении обозначил основные вехи в развитии сферы образования за минувший год, коснулся вопросов, требующих безотлагательного решения. Одной из основных тем стало развитие дошкольного образования. Рустэм Хамитов подчеркнул, что «за четыре года нам удалось совершить самый настоящий прорыв в развитии его материально-технической базы».
– За счет строительства, возврата и перепрофилирования зданий мы ввели за эти годы 160 детских садов более чем на 16,5 тысячи мест. Республика полностью освоила целевую федеральную субсидию – она составляла 1,7 млрд рублей. Мы получили ее в прошлом году и вошли по показателю эффективности ее использования в число 16 лучших регионов Российской Федерации. На эти средства построено 29 детских садов, введено около 6,5 тысячи дополнительных мест за счет возврата, перепрофилирования зданий, капитального ремонта действующих детсадов и школ, – привел цифры Рустэм Хамитов.
Что касается развития сети негосударственных детских садов, то здесь ситуация не столь радужная. Пока они открыты лишь в Уфе, Стерлитамаке и Белебее. Их всего 13, в прошлом году было 12. В течение года открыт только один негосударственный детский сад.
– Это неправильно, – подчеркнул Рустэм Хамитов. – Есть люди, которые хотели бы открывать детские сады, но в силу разных причин они этого сделать не могут, в том числе и потому, что существуют мощные барьеры: административные и прочие. Педагогам и предпринимателям, которые хотят организовать такие учреждения, надо оказывать информационно-консультационную и административную поддержку.
Еще одна тема обсуждения – школьное образование. За последние три года на модернизацию общего образования направлено более 4,3 млрд рублей. Значительно улучшена материально-техническая база. 30 процентов учебных кабинетов оснащены мультимедийным оборудованием, 16 процентов – интерактивным. Но, как подчеркнул Рустэм Хамитов, 16 процентов – это только одна шестая часть. В этом направлении предстоит сделать еще очень много.
ЕГЭ по-прежнему в центре внимания педагогической общественности.
– В этом году мы, безусловно, «закрутили все гайки», провели процедуру приема экзамена в очень жестком режиме, – сказал Рустэм Хамитов. – Не было зафиксировано ни одного случая выкладки материалов в Интернет. В прошлом году их было 19. Уменьшилось количество удалений с экзамена за выявленные нарушения. На должном уровне был не только официальный надзор, но и общественное наблюдение.
Ужесточив требования, мы увидели, что в целом наша образовательная система близка к общероссийским показателям.
Еще один «жирный» минус современного образования – это обучение детей во вторую и даже в третью смены.
– В республике в новом учебном году во вторую смену будет учиться 15 процентов учащихся, это одна седьмая часть, – подчеркнул глава республики. – Моментально мы этот вопрос не решим, но за несколько лет разрешить его надо. За четыре года мы ввели в республике 38 школ почти на 10 тысяч ученических мест. В этом году появятся еще три школы на 1360 мест. В ближайшие два года планируем построить семь школ на 5,5 тысячи мест.
Что касается системы среднего профессионального образования, то там образовался целый комплекс проблем, связанный с демографическим спадом, миграцией выпускников школ в другие регионы. В результате средняя их загрузка сегодня составляет 52,7 процента. Говоря об этих учреждениях, Рустэм Хамитов сказал, что «здесь нужно уходить от ситуации, когда обучение рабочим профессиям ведется с устаревшим содержанием, на устаревшем оборудовании».
– Государственную поддержку должны получить учреждения, реализующие совместно с работодателями инновационные образовательные программы, приближенные к производственным реалиям, – считает глава республики.
Особое внимание Рустэм Хамитов уделил развитию системы инженерно-технического образования.
– Подготовка технологической элиты для наших наукоемких предприятий сегодня должна выйти на первый план, – подчеркнул Рустэм Хамитов. – В последнее время наши технические университеты успешно работают в части повышения качества образования, развивают науку.
От личности учителя, его мастерства, культуры и образованности зависит его педагогический успех, уважение учеников.
– Компьютер или интерактивная доска сами по себе – лишь современный инструмент для грамотного, умелого педагога, – сказал Рустэм Хамитов. – Мы знаем, что плохонькой школе выдающийся учитель дает великолепные знания. Бывает, что в современной, обставленной новым оборудованием, школе порой ребята недополучают того, что им нужно знать. Важно, чтобы учитель сегодня стал действительно главным действующим лицом повышения качества образования, носителем и проводником новой, в том числе информационной культуры, реализации в жизни идей «умного общества».
Да, тема образования неисчерпаема и глубока.
– Решенных проблем много, а нерешенных еще больше, – подчеркнул в заключении глава республики. – Нам есть над чем работать вместе. Надо, чтобы все наши учебные заведения: вузы, школы, детские сады и вся система образования были современными, динамично развивающимися.
Вера ПЕЧОРИНА.
http://mgazeta.com/umnoe-obrazovanie-dl ... estva.html