Вживлять детям специальные чипы
Форсайт (от англ. Foresight — «взгляд в будущее») — довольно-таки распространенная технология в США и во многих странах Европы. Ее основной смысл — мобилизация людей из самых разных слоев общества — от рядовых потребителей и предпринимателей до глав исследовательских центров, государственных и политических деятелей на достижение поставленных на десятилетия вперед задач (см. «под текст»). В апреле 2008 года по инициативе Общественной палаты РФ и благотворительного фонда поддержки молодежных инициатив «Мое поколение»* при участии Международной методологической ассоциации** стартовал первый в России общественно-политический форсайт-проект «Детство-2030»***.
Видео:
http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... MXly29usjw
«Фантастический» образ будущего, который с помощью технических инноваций будут выглядеть так:
Дети 2030 года (по материалам дорожной карты форсайт-проекта, пересказано близко к тексту)
Им не нужно будет учить иностранные языки, потому что уже к 2014 году широко распространится Voice-translator — портативное устройство, которое позволит за счет синхронного голосового перевода непосредственно общаться людям, говорящими на разных языках. Дети будут жить в многонациональном обществе, где языковых границ больше нет.
Появится устройство для загрузки информации на кору головного мозга. Дети смогут получать образование через Интернет и освоить там любую профессию — таким образом, школы и вузы могут оказаться не нужными уже к 2025 году.
К этому же времени появится возможность программировать способности и характеристики детей. Их воспитанием смогут заниматься роботы.
Ведущий круглого стола, директор ФИРО, академик РАО (Российская академия образования) Александр АСМОЛОВ призвал коллег работать в стратегии накопления согласия. Тему необходимости форсайт-проекта «Детство-2030» поддержал директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь РЕМОРЕНКО:
— 99% того, что мы делаем, происходит по уже свершившимся фактам — это догоняющее поведение, — сказал он. — Нам действительно не хватает тех исследований, которые работают на будущее, дают нащупать пока еще скрытые тенденции.
— Они не просто необходимы, в них есть острейшая потребность, — сказал вице-президент РАО, академик Давид ФИЛЬШТЕЙН. — Сегодня взрослый мир отодвинулся от мира детства.
— Как специалист в области возрастной психологии я могу сказать, что в представленном форсайт-проекте отражены многие важные проблемы современного детства, но некоторые моменты вызывают тревогу, — так начала свое выступление заместитель декана факультета психологии МГУ Ольга КАРАБАНОВА. Она объяснила, что современная наука не может принять тезис о том, что к 2025 году «дети могут рождаться с заданными характеристиками и способностями». Есть только некие возможности, но дети рождаются и развивают способности в сотрудничестве с взрослыми. Нельзя также согласиться и с тем, что на развитие детства позитивно повлияет переход к общественному воспитанию в ущерб отношениям семьи. Таким образом, игнорируется значение отношений с близкими взрослыми, а это — важнейший источник психического развития ребенка, его эмоционального благополучия. И уж совершенно необоснован прогноз об «отсутствии образовательной системы к 2025 году». Будут разные возможности, и говорить об отсутствии системы — неверно, система станет более сложной, вариативной… Разнообразие траекторий вступления в жизнь не опровергает необходимости образовательной системы…
Следующего выступающего, директора Центра социологии образования РАО, академика Владимира СОБКИНА больше встревожило не то, что есть в форсайт-проекте, а то, чего там нет, — темы искусства, важнейшей предпосылки развития человека
— Искусство — та смысловая питательная среда, которая для социализации ребенка, для его развития выполняет очень важную роль на всех этапах — и дошкольного, и подросткового детства. Это серьезное упущение, — сказал он и рассказал еще об одном глубинном противоречии: — Мы всегда анализируем ребенка, а цели и мотивация взрослого выпадают из поля зрения. Мы как-то сравнивали ценностные ориентации подростков из Амстердама и Москвы и выяснили, что они практически не отличаются. Но позиции взрослых — учителей и родителей — были принципиально разными. Мне кажется, это очень серьезный методологический момент. Важна многопозиционность анализа ситуации…
…Формулировка из проекта постановления правительства РФ «Единый перечень требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности граждан, подлежащих призыву на военную службу» рассмешила собравшихся просто до слез. Там в графе «Требования к психологической и интеллектуальной подготовленности» сказано, что призывник должен знать «последовательность инженерного оборудования одиночного окопа…». «Документ эпохи» получила для экспертизы и зачитала на заседании директор Института возрастной физиологии, академик, доктор биологических наук Марьяна БЕЗРУКИХ. Она заметила, что к этой же серии абсурда можно, пожалуй, отнести и сообщение о том, что к 2025 году появится… «устройство для загрузки информации на кору головного мозга», но это уже цитата из форсайт-проекта. Ее позиция:
— За последние 20 лет популяционных исследований в нашей огромной стране не было. В течение последних четырех лет мы проводим комплексную оценку развития детей, поступающих в школу. Сейчас у нас 40 тысяч детей из разных регионов. И мы получаем очень разные параметры социального и личностного развития. Можно повлиять на интеллектуальное и личностное развитие, но с биологическим ничего сделать нельзя. Мы видим «ножницы» — биологический возраст отстает от факторного на полтора-два года, и это напрямую связано с социальной реальностью. Это удар по мифу о том, что современные дети растут быстрее… «Ножницы» создают условия для того, чтобы возникал комплекс школьных проблем.
Нельзя вводить инновации и создавать форсайт-проекты, не имея комплексной оценки развития ребенка, системных исследований… Но все этого требуют, и у меня вопрос: ради чего? Почему у нас такая жесткая система внедрения инноваций при полном незнании исходного материала? Требуется, чтобы школа выпустила ярко выраженного невротика, обремененного знаниями?
— Иногда, оценивая риски инноваций, которые на самом деле являются мобилизацией, мы приходим к выводу о том, что есть смысл спеть оду консерватизму, — сказал ведущий круглого стола Александр Асмолов, — но экспертное сообщество не должно оставаться равнодушным к теме. Нужны опережающие экспертизы любых управленческих решений, которые касаются мира детства. Нужен комплексный, полидисциплинарный анализ. Слова демографа Анатолия Вишневского — «детоцентризм как ценностная установка» здесь как нельзя кстати. И еще одна формула, на этот раз — великого психофизиолога Николая Берштейна: «задача рождает орган». Вдумайтесь в эту формулировку — сначала задача, а потом структуры, потом программы…
Я же все вдумываюсь в вопрос: почему у нас в стране самый первый масштабный форсайт-проект сразу же взялся за тему детства? Вот ведь даже в самолетах стюардессы предупреждают, что в случае аварийной ситуации прежде всего надо обеспечить спасательным жилетом себя, а потом ребенка. Просто потому, что если взрослый в порядке, он о ребенке позаботится, а ребенок без взрослого — даже в жилете — пропадет… С другой стороны, у нас же пока не катастрофа, и даже сам форсайт-проект показывает пока только «точки социального напряжения» в отложенном будущем. Может быть, эти точки можно пройти, только рассматривая все через детство?
Под текст
Что такое форсайт-проект
С помощью многочисленной армии экспертов форсайт-проекты разрабатывают так называемые дорожные карты будущего по избранной теме. Это не только и не столько прогнозы, футурологические отчеты и сценарии, сколько четко разъясненная необходимость действовать прямо сейчас, так как иначе сложится «негативное состояние будущего». Карты, как навигаторы, определяют временные участки позитивного развития: если сделать то-то — через три года произойдет так-то, через десять — мы окажемся вот здесь, а, к примеру, через двадцать — вплотную подойдем к решению поставленной задачи…
Впервые эта технология появилась в 80-х годах и очень быстро оказалась чуть ли не одним из самых основных инструментов инновационной экономики, позже — бизнеса, а уже с 90-х годов — общественно-политических сфер. В мире появились дорожные карты по таким темам, как образование, качество жизни, культура и межнациональное общение.
В России эта технология до недавних пор применялась только в бизнесе, да и то — «и не вглубь, и не вширь».
* Фонд был создан в 2005 году президентской администрацией по инициативе Владислава Суркова. Форсайт-проект «Детство-2030» реализуется за счет средств грантодателей, в среднем в год тратится 100 тысяч долларов.
** Международная методологическая ассоциация — общественная организация в форме творческого союза. Год рождения — 1989-й, статус «международная» получила после развала Советского Союза. Президент — профессор Высшей школы экономики Сергей Попов.
*** Подробнее с материалами проекта можно ознакомиться на сайте фонда «Мое поколение» http://www.moe-pokolenie.ru
Полностью читать на:
http://protivkart.org/video/1073-vzhivl ... chipy.html